С 01.09.2021 в Республике Башкортостан начала функционировать система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
29 сентября 2021 года во всех образовательных учреждениях городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан прошли педагогические и методические советы по информированию педагогов о начале функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Башкортостан, ее структуре, функциях, показателях эффективности функционирования системы и планировании работы в связи ее функционированием.
С краткой информацией о системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Башкортостан можно ознакомиться в представленном материале и презентации.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Башкортостан, целью которой является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, разработана в целях реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», на основании приказа Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года № 1484 «Об утверждении Положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Башкортостан и Комплекса мер (дорожной карты) по созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Башкортостан».
Задачи функционирования системы:
сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности;
разработка различных форм поддержки и сопровождения педагогических работников;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
Министерство образования и науки Республики Башкортостан:
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта «Образование»;
разрабатывает и утверждает паспорт региональной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между Минобрнауки РБ, муниципальными органами управления образованием и ЦНППМПР о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает финансирование региональной системы.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР):
обеспечивает взаимодействие с Федеральным оператором;
обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта дополнительного профессионального образоваия в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - ДПО);
обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов);
формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно - методического сопровождения;
обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ ДПО с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
организует адресную методическую поддержку (консультирование,
сопровождение) педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и
управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта «Образование»;
осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - Г АУ ДПО ИРО РБ):
обеспечивает разработку дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМПР у педагогических работников дефицитов;
обеспечивает ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в Минобрнауки РБ.
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
Муниципальная методическая служба (далее - ММС):
обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМПР (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляет в ЦНППМПР информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМПР.
Городские методические объединения:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
Методический (научно-методический) совет образовательной организации:
обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМПР в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и «горизонтальное» обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
«Пары» педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, «наставник - молодой специалист», «учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию» и других:
осуществляют «горизонтальное обучение» педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
{gallery}1-09-2021{/gallery}