2.3. Система организации воспитания обучающихся
Формирование ценностных ориентаций обучающихся
По итогам анализа результатов мониторингов по системе воспитания обучающихся выявлена динамика роста показателей к 2023 году:
возросла доля педагогов, прошедших подготовку по приоритетным направлениям воспитания с 37% до 39%;
во всех общеобразовательных учреждениях разработана и утверждена программа воспитания – 100%;
доля обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП муниципалитетов уменьшилась с 0,20% до 0,19%;
доля обучающихся, охваченных летне-оздоровительными мероприятиями в каникулярное время повысилось на 2,1 % (2022 год - 77,9%, 2023 год - 80%).
В городском округе город Октябрьский наблюдается рост доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию: 2022/2023 уч.г. - 93% (2021/2022 уч.г - 82%).
Количественный охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет в 2022 / 2023 учебном году составил 14536 обучающихся (в 2021 / 2022 уч.г. - 13576 чел.).
Мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения строятся в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 № 733, в соответствии с подпрограммой «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» государственной программы «Обеспечение общественной безопасности в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан», утвержденной постановлением администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 28 декабря 2020 г. № 4121, в соответствии с разработанными и утверждёнными планами общественных наркопостов общеобразовательных учреждений городского округа город Октябрьский.
Так как в 2022/2023 учебном году СПТ в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан впервые организовано в автоматизированном формате, соответственно прослеживается увеличение охвата обучающихся СПТ на 5,21 %.
Охват обучающихся социально-психологическим тестированием (далее СПТ) в 2022/2023 учебном году составил 4266 обучающихся (93,74%) (2021/2022 уч.г. - 4155 (86%). Численность детей «группы риска», прошедших тестирование - 33 обучающихся, что составляет 10,41% от общего числа участников тестирования.
В связи с чем, возникает потребность по повышению уровня организации работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся.
В целях профилактики вовлечения обучающихся в процесс употребления ПАВ, считаем необходимым организовать систему мероприятий, которые обеспечат формирование у них позитивно-конструктивных установок, формирование ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека; ценностных ориентаций в области социального взаимодействия; ценностных ориентаций личностного развития.
При этом необходимо обратить особое внимание на качественные результаты воспитания, в том числе:
соответствие программ воспитания образовательных учреждений требованиям федеральных и региональных нормативных актов в сфере образования;
взаимодействие системы образования с общественными и социальными институтами, заинтересованными ведомствами и предприятиями;
результаты системы воспитания образовательной организации и их оценка, критериями которой является ориентация на моральные ценности и нормы, неприятие асоциальных поступков, сформированность гражданской позиции каждого обучающегося.
Цели
1. Повышение уровня организации системы воспитания и социализации обучающихся в Республике Башкортостан на основе базовых российских ценностей, региональных культурных и духовных традиций.
2. Создание безопасной информационной среды для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Задачи
Создание условий для приобретения обучающимися социального опыта, формирования ценностных ориентаций;
Формирование способности к духовно-нравственному развитию, чувству причастности к историко-культурной общности российского народа;
Формирование навыков информационной безопасности и медиаграмотности обучающихся и их родителей;
Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении;
Формирование школьных пресс-центров, сопровождения группы в социальных сетях;
Формирование ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан;
Повышение уровня охвата обучающихся от 5 до 18 лет дополнительным образованием до 95% к 2024 году;
Реализация программ воспитания образовательных организаций в соответствии с требованиями законодательства
в сфере образования;
Развитие детского познавательного туризма;
Вовлечение обучающихся и их родителей в детские и молодежные объединения и организации, добровольчество (волонтерство);
Формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, малую Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
Поддержка ученического самоуправления и повышение роли организаций, обучающихся в управлении образовательным процессом;
Развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
Формирование банка лучших практик воспитательной работы направленных на формирование ценностных ориентаций, обучающихся;
Создание условий для выявления, развития и поддержки детской одаренности в сфере образования, науки,
культуры и спорта, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей обучающихся.
Мониторинг показателей
Анализ результатов мониторинга
Адресные рекомендации по результатам анализа
Мероприятия, меры, управленческие решения
План мероприятий с общеобразовательными организациями
Культурно - творческая деятельность
Анализ эффективности принятых мер
Профилактика деструктивного поведения обучающихся
Цели
Повышение эффективности профилактической работы в сфере предупреждения общественно опасного поведения обучающихся.
Задачи
1. Формирование в ОО ГО г. Октябрьский системы оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
2. Развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
3. Проведение профилактических работ по недопущению и предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
4. Проведение работ с несовершеннолетними, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
5. Проведение работ, направленных на профилактику и противодействие деструктивному поведению обучающихся образовательных организаций ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан;
6. Профилактика деструктивного поведения у обучающихся, направленная на повышение эффективности работы по предупреждению негативных процессов в подростково-молодежной среде;
7. Обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в социально опасном положении, оставшихся без попечения родителей, сирот;
8. Профилактика аутоагрессивного (суицидального) поведения несовершеннолетних
9. Профилактика недопущения среди обучающихся воздействию идеологии терроризма и экстремизма
10. Профилактика подростковой преступности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация досуга, дополнительного образования и иных форм занятости, в том числе трудоустройство несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Мониторинг показателей
Анализ результатов мониторинга
Аналитическая справка об итогах проведения социально-психологического тестирования
Адресные рекомендации по результатам анализа
Мероприятия, меры, управленческие решения
План работы по профилактике аутоагрессивного поведения несовершеннолетних
План совместной работы с сотрудниками ведомств на 2022-2023 учебный год
Анализ эффективности принятых мер
Анализ работы ГМО социальных педагогов и педагогов-психологов