1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования
Обоснование целей и задач системы:
Результаты профориентационной работы с обучающимися связаны не только с обеспечением кадровых потребностей региональной экономики и её развитием, но и в первую очередь с удовлетворением интересов и потребностей самих обучающихся. Среди личностных результатов освоения образовательной программы выделяются готовность обучающихся к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. При реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях города необходимо создавать условия, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся. Углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать. Значимость проблемы подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению отмечена в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» №204 от 07.05.2018 и ряде других нормативных документов (распоряжение Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования»», Стратегия развития национальной системы квалификаций РФ на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональном квалификациям (протокол от 12.03.2021 №51)).
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися небходимо выявить их профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности, после чего осуществлять непосредственно само сопровождение до момента совершения выбора траектории дальнейшего обучения. При этом должны быть созданы необходимые условия осуществления такого выбора.
В гороском округе город Октябрьский Республики Башкортостан в целом сложилась практика проведения мероприятий, направленных на самоопределение и профориентацию школьников.
В настоящий момент в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан школьники включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения. Кроме того, школьники имеют возможность принимать участие в различных федеральных проектах, направленных на раннюю профориентацию.
Одним из таких проектов является «Билет в будущее», который был запущен в 2018 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Целью проекта является формирование осознанности и способности к выбору профессиональной траектории у обучающихся 6-11-х классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Еще одной формой развития профориентационного движения среди обучающихся основной школы является юниорское движение «WorldSkills Russia Juniors».
Основная миссия юниорского движения «WorldSkills Russia» - дать подросткам возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое место на рынке труда.
Учащиеся города ежегодно принимают участие в региональном и национальном конкурсе «Абилимпикс». Международное некоммерческое движение «Абилимпикс» направлено на обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Кроме того, учащиеся города принимают активное участие в цикле открытых профориентационных уроков «ПроеКТОрия». Этот проект также направлен на раннюю профориентацию и позволяет школьникам 8-11-х классов открыть свои способности и в будущем определиться со своей профессией.
В городском округе город Октябрьский Республика Башкортостан сформирована система, которая, с одной стороны, учитывает кадровые потребности муниципалитета, а с другой - предоставляет обучающимся поддержку профессионального выбора, основанную на объективных данных о склонностях и готовности совершать профессиональный выбор.
Цели:
1. Создание условий для эффективного развития городской системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
2. Совершенствование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования города с учетом потребностей городского рынка труда.
3. Создание эффективной системы профильного обучения, соответствующей запросам старшеклассников и потребностям экономики города.
Задачи:
- по обеспечению информированности обучающихся НОО, ООО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности:
1.Совершенствование механизмов ранней профориентации обучающихся (в том числе с категорией детей с ОВЗ).
2.Формирование системы социального партнёрства школ с организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями, вузами и предприятиями экономической и социальной сферы.
- по выявлению предпочтений обучающихся ООО в области профессиональной ориентации:
3.Создание эффективной системы выявления предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации обучающихся на основе анализа рынка труда города и удовлетворению потребностей экономики города.
4. Проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
- по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся ООО (в том числе обучающихся с ОВЗ):
5.Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации.
6.Повышение охвата обучающихся различными профориентационными мероприятиями.
7.Развитие конкурсного движения профориентационной направленности, обновление содержания профориентационной работы в школе, участия в федеральных программах и региональных проектах профессионального самоопределения обучающихся, использование ресурсов образовательных платформ «ПроеКТОриЯ» и проекта «Билет в будущее».
Письмо в ОУ №1331 от 01.06.2022г. о предоставлении информации
Письмо в ОУ №1659 от 28.07.2022г. о предоставлении информации
Анализ результатов мониторинга
Аналитический отчет мониторинга профессиональных предпочтений и склонностей обучающихся 6-11 классов
Аналитическая справка Kiberone
Аналитическая справка День открытых дверей
Аналитическая справка Мастер-классы
Аналитическая справка Медицинский колледж
Мониторинг обучающихся по профориентации
Адресные рекомендации по результатам анализа
Адресные рекомендации для НОО и ООО
Информационно-аналитические материалы
Мероприятия, меры, управленческие решения
Приказ №267 от 13.04.2022г. Об участии в едином дне открытых дверей по Республики Башкортостан
Письмо №1228 от 19.05.2022г. "ПроеКТОриЯ"
Письмо №885 от 07.04.2022г. Личный кабинет абитуриента УГАТУ
Анализ эффективности принятых мер
Протокол заседания рабочей группы №4 от 01.08.2022
Повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования
Цели и задачи
Цели:
1. Создание и совершенствования организационно-управленческих, информационно-методических и кадровых условий, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей экономики города.
Задачи:
- по обеспечению информированности обучающихся СОО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности:
1. Обеспечение максимального участия обучающихся в Днях открытых дверей, организованных профессиональными организациями.
- по выявлению предпочтений обучающихся СОО в области профессиональной ориентации:
2. Создание эффективной системы выявления предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации обучающихся на основе анализа рынка труда города и удовлетворению потребностей экономики города.
3. Проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
- по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ):
4. Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации и содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Республики Башкортостан.
5. Создание комплексной системы межведомственного взаимодействия и развития механизмов непосредственного вовлечения работодателей, представителей бизнеса, представителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в профориентационную деятельность.
Письмо в ОУ №1331 от 01.06.2022г. о предоставлении информации
Письмо в ОУ №1659 от 28.07.2022г. о предоставлении информации
Анализ результатов мониторинга
Аналитический отчет мониторинга профессиональных предпочтений и склонностей обучающихся 6-11 классов
Аналитическая справка анкетирование медицинский колледж
Аналитическая справка Маршрут успеха
Аналитическая справка день открытых дверей РБ
Мониторинг обучающихся по профориентации
Адресные рекомендации по результатам анализа
Информационно-аналитические материалы
Мероприятия, меры, управленческие решения
Приказ №256 от 20.08.2021г. Об открытии «Роснефть-класса» в 2021-2022 учебном году
Анализ эффективности принятых мер
Протокол заседания рабочей группы №4 от 01.08.2022
Приказ №256 от 20.08.2021г. Об открытии "Роснефть-класса"
Письмо №1718 от 09.08.2022г. о поступлении выпускников 11 классов